Уралкомплект

Изготовление, монтаж, ремонт
кранов и подкрановых путей

+7 (351) 750-12-18

Краны

Не забудьте про токоподводы

Чтобы передвижной кран или грузовые рельсовые тележки смогли бесперебойно работать, им необходимо обеспечить надежное электроснабжение через токоподводы. О них и поговорим. 

По конструкции токоподводы делятся на:

  • фестонные,
  • троллейные,
  • кабельный барабан.

Фестонный токоподвод – самый простой и самый дешевый способ питания крана. Он используется для разных типов грузоподъемных кранов: мостовых, козловых, консольных.

Троллейный токоподвод также подходит для всех типов кранов. Чаще всего к нему подключают мостовые, консольные краны и краны-штабелеры.

Кабельный барабан – самый дорогой и трудоемкий способ электроснабжения. Чаще всего его применяют для козловых кранов и грузовых тележек. Кабель в нем наматывается на барабан и разматывается по ходу движения козлового крана или тележки.

Фестонный токоподвод

Фестонный токоподвод еще называют токоподводом гирляндного типа из-за особенностей его устройства. Он схож по строению с кабельным. Но кабель в нем крепится на специальных подвесках, которые собираются в виде колец-фестонов при движении крана.

Этот вид токоподвода состоит из крепления, талрепов, жимков, троса, кабельной подвески и гибкого кабеля.

Основная задача фестонного токоподвода – электроснабжение двигающейся аппаратуры. Такой как мостовые краны, кран-балки, электротали, тельферы, крановые тележки мостовых и козловых кранов, осветительные устройства,складские транспортные устройства. Чаще всего фестонные токоподводы используют на однобалочных кранах.

 

Важно обеспечить свободное укладывание и перемещение кабеля фестонного токоподвода. Или держать его натянутым, чтобы избежать износа, перегибов, замыканий, закручивания и разрывов. Для этого вдоль пути тележки или крана крепится жесткая направляющая или натягивается тонкий канат. По ним двигаются ролики каретки или кольца подвески с электрокабелем. Длина участков вспомогательного каната при этом должна быть меньше расстояния между каретками.

В отличие от троллейного токоподвода, к фестонному токоподводу можно подключить максимум два крана.

Фестонный токоподвод не рекомендуется монтировать в цехе длиной более 100 метров, так как конструкция получается слишком тяжелой. Со временем вспомогательный трос из-за этого может провиснуть. Поэтому в таких случаях лучше использовать троллейный токоподвод.

Троллейный токоподвод

Троллейный токоподвод – самый популярный и самый надежный вариант среди систем подвода электроснабжения. Он называется так из-за троллеев – медных жил, с которых снимается питание.

Благодаря особенностям устройства троллейный токоподвод не допускает обрыва цепи, так как не двигается вместе с краном. Также он позволяет подключить более двух кранов в одном пролете. Все двигатели будут работать синхронно на одном напряжении.

Вместо кабеля современный троллейный токоподвод включает шинопровод с четырьмя медными жилами, соединительную коробку и крепежные элементы профиля, которые через болтовые соединения крепятся к монтажному уголку.

Уголки могут монтироваться к подкрановому пути или к балке через определенные расстояния. Они либо привариваются к путям, либо присверливаются к железобетонным балкам.

Троллейный токоподвод – самый надежный способ подачи питания к крану

Шинопровод выпускается длиной 4 метра. Поэтому при монтаже длинных токоподводов несколько шинопроводов соединяют между собой.

Медные жилы могут быть предустановленными в профиле с соединительными отверстиями и болтовыми соединениями. А могут быть цельными и протягиваться через весь шинопровод. Для этого потребуется установочное устройство, которое позволит протащить жилу по шинопроводу.

Троллейные токоподводы по конструкции бывают нового и старого типа.

Старая конструкция представляет собой три уголка, на которые через изоляторы подается питание. С уголков оно снимется токосъемником башмачного типа.

Новая конструкция – закрытого типа и соответствует европейскому стандарту. У нее один токосъемник, а троллеи спрятаны в защитном П-образном корпусе из ПВХ.

На старых предприятиях, где уже есть троллейный токоподвод старого типа, важно выдерживать размеры токоподвода, чтобы башмак-токосъемник ложился ровно на уголок. У двубалочного крана токосъемник обычно уже входит в комплект крана.

В отличие от цеховых, у изоляторов троллейных токоподводов на открытом воздухе более высокие изолирующие свойства. Но обустройство троллейного токоподвода на улице потребует дополнительных затрат на стойки для его крепления. Это загромождает конструкцию.

Представьте себе козловой кран, у которого консоль отходит от ноги на 12 км. Чтобы подать питание от троллейного токоподвода на такой кран, нужно дополнительное ограждение высотой с кран и удаленное от него настолько, чтобы консоль не задевала его. Получается сложная и громоздкая конструкция. И самый простой способ подачи питания в таком случае – это кабельный барабан.

Кабельный барабан

Кабельный барабан перемещается вместе с краном и больше всего подходит для козловых кранов, работающих на открытом пространстве. Еще его используют в агрессивных средах и взрывоопасных помещениях.

Это устройство обеспечивает постоянное натяжение электрокабеля. При движении крана или грузовой тележки в одном направлении кабель разматывается с барабана и ложится в лоток, в обратную сторону – автоматически наматывается на барабан с помощью электропривода.

При малой длине кабеля приводом может служить спиральная пружина сжатия. Для этих же целей используется вспомогательный груз или привод одного из механизмов крана.

shop_items_catalog_image310

Безопасность

Напряжение к токоподводу по требованиям безопасности ПУЭ подается через рубильник. Он устанавливается в доступном месте и снабжается устройством для запирания в отключенном положении.

Шкаф ввода, который по инструкции ПУЭ  необходим для экстренного отключения питания крана, обязательно устанавливается, если к троллейному токоподводу на один пролет подключается два и более кранов.

Заказчику нужно заранее продумать, сколько кранов у него будет ходить в одном пролете. И заранее просчитать мощности всех двигателей. Если у него пока один кран, а потому будет два-три, то ему надо сразу заложить шинопровод нужной мощности по амперажу и киловаттам. Слабый шинопровод при превышении мощности просто перегорит.

Для троллейного токоподвода обязательны сигнальные лампы на каждом троллее. Они автоматически загораются, когда токоподвод включен.

Троллейный токоподвод уголкового типа – опасное сооружение. Если кто-то вдруг из работников встанет не него при питании или перемкнет уголки, произойдет электрический удар и человек получит ожог.

Если в пролете есть зона для ремонта кранов или троллеи разделены на секции, каждая из них должна автономно подключаться к сети и иметь отдельные сигнальные лампы.

Монтировать токоподводы может только лицензированная организация

Согласно требованиям ГОСТ 12.2.058 и ГОСТ 12.4.026 главные троллеи жесткого типа окрашиваются в красный цвет, за исключением контактной поверхности. Это прописывается в инструкции по монтажу крана.

Чтобы избежать попадания воды и обледенения троллеев при работе троллейных токоподводов на открытом воздухе, нужно предусмотреть специальные защитные устройства и профилактические мероприятия.

У фестонного токоподвода струну, по которому ходит кабельная подвеска, смазывают для более легкого скольжения.

У кабельного барабана скорость сматывания и разматывания должна совпадать со скоростью хода крана. Излишнее натяжение при сборке кабеля и провисание при разматывании недопустимо. Скорость разматывания и сматывания кабельного барабана регулируют частотные преобразователи. Поэтому в штате предприятия обязательно должен быть человек, который умеет их настраивать.

В помещениях со степенью взрывобезопасности нельзя применять троллейные токоподводы. В этом случае для кранов используются только фестонные токоподводы, а для грузовых тележек – кабельный барабан.

По ГОСТ 27584-88 для обслуживания троллейных токоприемников воздушных троллеев на кране предусматривается площадка. Токоподвод к грузовой тележке и подвижной кабине выполняют гибким кабелем. А краны, предназначенные для оснащения сменными приводными грузозахватными органами, оборудуют устройствами для подвода электропитания к грузозахватному органу.

Этот же ГОСТ предусматривает оснащение козловых кранов кабельным барабаном или другими устройствами для сбора или укладки гибкого кабеля, а крановых групп режима 1К — 4К по согласованию с потребителем – токоподводом с непосредственным креплением кабеля к крану.

Важные моменты

Монтировать токоподводы могут только высококвалифицированные специалисты или организация с допусками Ростехнадзора.

Питание для крана необходимо закладывать еще при планировании цеха. Как я уже говорил ранее, токоподвод к крану – принадлежностью цеха, а не крана. Его длина зависит от длины цеха. И производитель крана заранее не может знать этих параметров.

Токоподвод – принадлежность цеха, а не крана

Определиться с характеристиками необходимых вам устройств продавцу позволит опросный лист. На основе указанных в нем данных продавец подберет для вас индивидуальное коммерческое предложение.

Если у вас остались вопросы по поводу выбора и устройства токоподводов, вы можете задать их в комментариях к этой статье.

ЕВГЕНИЙ МАСКАЕВ

Эксперт в области машиностроения, промышленного оборудования, предприниматель и просто хороший человек.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *